Как называется недостаток двигательной деятельности

Понятие и сущность двигательной активности (стр. 4 из 7)

Как называется недостаток двигательной деятельности

Рассмотрим два важных понятия, которые используются для характеристики двигательной активности: гипокинезия и гиподинамия. Гиподинамия (от греческого hypo – низкий и dynamis – сила) – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности.

Гипокинезия (греч. kinesis – движение) — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. Гипокинезия – это ограничение объема произвольных движений. Обычно гипокинезия сочетается с гиподинамией.

Гипокинезия (гиподинамия) сегодня представляется экологическим и социальным фактором – неизбежным спутником научно-технического прогресса, который сопровождается значительным снижением доли физического труда в материальном производстве.

Различают 3 основных вида гипокинезии: 1. профессиональная. 2. В индивидуальном плане гипокинезия может быть стилем жизни.

Третий вид гипокинезии, назовем ее вынужденной, это давно и хорошо известный лечебный прием (постельный режим), применяемый для лечения или облегчения при многих тяжелых заболеваниях.

Малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное – нарушение деятельности сердечно- сосудистой системы. В какой то момент человек теряет свободу движения.

Свобода движений определяется амплитудой движений в суставах и функциональным состоянием мышц.

И здесь замыкается порочный круг: чем меньше совершается движений, тем они труднее; чем они труднее, тем меньше человек двигается, чем меньше человек двигается, тем меньше у него потребность в движениях.

С гиподинамией и гипокинезией связаны многие болезни современной цивилизации: ишемическая болезнь сердца и атеросклероз, ожирение и сахарный диабет, рак, неврозы и депрессия, гипертоническая болезнь и нарушение мозгового крововообращения, остеопороз, обструктивные заболевания легких. Это лишь небольшой перечень болезней в патогенезе которых роль двигательной активности доказана и признана официальной медициной.

Коронарная болезнь сердца занимает главное место в этом списке, являясь основной причиной преждевременной смерти. Для примера, на графике показана зависимость между уровнем двигательной активности и вероятностью развития коронарной болезни сердца.

Наибольшее снижение вероятности заболеваний мы видим при переходе от низкого уровня двигательной активности или физической подготовленности к более высокому уровню.

На графике хорошо показана необходимость выбора достаточной и оптимальной активности для достижения максимального эффекта.

Причиной заболевания именуемого атеросклероз является холестерин, который накапливается в бляшках, закупоривающих артерии. По мере сужения и уплотнения артерий они оказываются неспособными обеспечивать сердечную мышцу (миокард) кислородом.

Чаще всего это происходит в тот момент, когда требуется больше кислорода (во время стрессовой ситуации или интенсивной физической нагрузки). Такой дисбаланс между потребностью и обеспечением кислородом может привести к появлению болевых ощущений в области груди, левого плеча, которые называются стенокардией.

Суженная часть артерии может привести к полной закупорке, вследствие чего наступает инфаркт миокарда.

Если в совсем недавнем прошлом большая роль в возникновении заболеваний сердечно-сосудистой системы придавалась уровню холестерина, величине артериального давления и курению, то сегодня многочисленные исследования доказали ведущую роль гиподинамии в патогенезе заболевания.

Вероятность заболевания сердца у людей, ведущих активный образ жизни, гораздо ниже по сравнению с лицами, ведущими малоподвижный образ жизни. Исследования показали, что дополнительная двигательная активность (расход энергии 2000 ккал в нед.

) наряду с высоким уровнем кардиореспираторной подготовленности являются основными факторами профилактики заболеваний сердца и общей смертности.

Регулярные занятия физическими упражнениями влияют на многие факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, улучшая показатели содержания холестерина в сыворотке крови, артериального давления, толерантности к глюкозе и др.

Физическая деятельность улучшает функцию не только самой мышечной системы, но и всех жизненно важных органов, включая сердечную мышцу. Это влияние реализуется благодаря включению рефлексов с мышц на внутренние органы. Есть такие рефлексы, они называются сомато-висцеральные.

Мышечная активность регулирует работу сердца не только рефлекторно, но и гуморальным путем. При сокращении мышц в кровь поступает большое количество биологически активных веществ, сердцебиение становятся сильнее и чаще, выброс крови в аорту и легочную артерию увеличивается.

Сокращение мышц нижних конечностей способствует продвижению венозной крови снизу вверх против силы тяжести, предупреждая возможность застоя крови. При напряжении мышц нижних конечностей глубокие и межмышечные вены сдавливаются. Благодаря наличию клапанов кровь из них «выдавливается» в систему полой вены. При расслаблении мышц возникает «присасывающий эффект».

Другое заболевание, тесно связанное с двигательной активностью – остеопороз. Остеопороз – системное заболевание скелета, характеризующееся уменьшением массы кости в единице объема с нарушением микроархитектоники костных трабекул и увеличением риска развития переломов.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) ставит проблему остеопороза по его медико-социальной значимости на 4-е место среди всех неинфекционных заболеваний.

Связано это как с беспрецедентно высокой распространенностью заболевания (12% среди жителей Европы и России), так и высокой частотой и тяжестью главного его осложнения – патологических переломов.

Только в США ежегодно происходит приблизительно 1,5 миллиона переломов, связанных с остеопорозом (в общей структуре это 650 тысяч переломов тел позвонков, 250 тысяч переломов шейки бедра, 200 тысяч переломов костей предплечья и 400 тыс. переломов других локализаций), а прямые и косвенные расходы по лечению пациентов составляют десятки миллиардов долларов в год, что сопоставимо с целыми бюджетами некоторых государств.

На формирование массы костной ткани значительное влияние оказывают факторы окружающей среды и, прежде всего физическая активность. Например, выявлено, что у занимающихся гимнастикой, масса кости тел позвонков выше по сравнению с контрольной группой, сопоставимой по возрасту, массе тела и полу.

Отмечено также, что накопленная костная масса долгие годы сохраняется в последующие периоды жизни, несмотря на снижение частоты и интенсивности физических упражнений. Влияние физической активности на риск развития остеопороза иллюстрирует сравнение костной плотности сельских и городских детей.

У живущих в сельской местности, по сравнению с городскими, масса костной ткани существенно выше.

Механическая стимуляция костной ткани и физические нагрузки на скелетные мышцы, в том числе обусловленные земной гравитацией, являются одним из основных факторов, определяющих структуру кости.

Гипокинезия снижает механическую стимуляцию костеобразования и уровень эффективного деформационного потенциала это состояние называется состояние “ленивой кости” – предшественник остепени и остеопороза.

Надежность функционирования опорно-двигательного аппарата возрастает за счет увеличения поперечника трубчатых костей и утолщения их компактного вещества.

И для нормальной деятельности ЦНС необходим оптимальный приток сигналов не только из внутренней, но и из внешней среды.

Уменьшение числа импульсов, идущих от мышц, от связок и от суставов к мозгу, нарушает нервную деятельность, так как при этом резко снижается активация мозговых клеток, их работоспособность падает. Неврозы, депрессия – обычные спутники гиподинамии.

Все произвольные движения (ходьба, бег, физические упражнения) осуществляются у человека при обязательном участии коры головного мозга. Характерной особенностью двигательных реакций, управляемых корой головного мозга, является их выработка в процессе индивидуального жизненного опыта, т. е.

в результате тренировки. Многократное повторение определенной совокупности движений приводит к автоматизму, благодаря которому они становятся более точными, быстрыми, экономичными, и превращаются в автоматизированные двигательные акты.

https://www.youtube.com/watch?v=C7DiRDznofw

По мере повторения моторных нагрузок двигательная функциональная система приобретает все большую надежность.

В основе этого лежит расширение связей моторных уровней коры больших полушарий, стриопаллидарной системы, среднего, продолговатого мозга, а также формирование устойчивого динамического стереотипа.

Научно обоснованная двигательная деятельность в виде занятий физической культурой способствует правильному формированию осанки, адекватному развитию мышечного «корсета». Это важно и в период интенсивного роста и для взрослого и стареющего организма.

Таким образом:

1. Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности.

2. Недостаток двигательной активности сам по себе приводит к расстройству здоровья и даже заболеваниям.

3. Двигательная активность обеспечивает увеличение устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и некоторым заболеваниям.

Потребность в двигательной активности. Для обозначения механизма регуляции двигательной активности используют термин “потребность в двигательной активности” или “потребность в движениях” или по-гречески кинезиофилия. Потребность в движении – важнейшее звено приспособления живых организмов к окружающей среде.

В процессе эволюции она сформировалась как биологическая потребность человека наравне с потребностями в пище, в воде, в самосохранении, в размножении. Потребность в движениях является источником эмоционального возбуждения.

Эта потребность присуща как животным, так и человеку, а ее объективным отражением является объем локомоторной активности.

Источник: https://mirznanii.com/a/132156-4/ponyatie-i-sushchnost-dvigatelnoy-aktivnosti-4/

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Как называется недостаток двигательной деятельности

     по физической культуре для аттестации студентов 

     Тюменской государственной сельскохозяйственной академии  

     Тема №1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

 

  1. Первые  Олимпийские игры были проведены:

     Б) 776 г. до н.э. в Греции;

     В) 896 г. до н.э. в Риме;

 

  1. Первые  Олимпийские игры современности были проведены:

 

  1. Московская  Олимпиада была проведена:

 

  1. Дайте определение физической культуры:

     А) Физическая культура удовлетворяет биологические потребности;

     Б) Физическая культура – средство отдыха;

     В) Физическая культура – специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности;

     Г) Физическая культура – средство физической подготовки. 

 

  1. Недостаток  двигательной активности людей называется:

 

  1. Недельной нормой двигательной активности студентов являются занятия физическими упражнениями в объеме:

 

  1. Процесс психофизической  подготовки к будущей  профессиональной деятельности называется:

     А) профессиональная подготовка;

     Б) профессионально-прикладная подготовка;

     В) профессионально-прикладная физическая подготовка;

     Г) спортивно – техническая подготовка. 

 

  1. Понятие, отражающее прикладную направленность физического  воспитания:

     А) физическое воспитание;

     В) физическая подготовка;

 

  1. Контрольный тест по профессионально-прикладной физической подготовке независимо от пола:

     А) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;

     Б) функциональная проба на задержке дыхания (проба Штанге);

     В) прыжок в длину с места;

     Г) подтягивание на перекладине хватом сверху. 

 

  1. Общий объем часов на физическую культуру составляет:

     Тема № 2. Социально – биологические основы физической культуры

 

  1. Костная система человека состоит:

 

  1. Кости соединяются с  помощью:

 

  1. Мышечная  система включает около:

     4. Основным источником энергии для мышечного волокна являются:

 

  1. Сердечно-сосудистая система состоит:

     Б) из сердца и кровеносных сосудов;

 

  1. Общее количество крови у взрослого человека:

 

  1. Частота сердечных сокращений у взрослого в  покое составляет в среднем:

 

  1. Артериальное  давление измеряется:

     В) миллиметрах ртутного столба;

     Г) сантиметрах кубических. 

 

  1. Жизненная емкость легких –  это:

     А) количество воздуха, которое может вдохнуть человек;

     Б) количество воздуха, которое может выдохнуть человек после максимально глубокого вдоха;

     Г) разница между вдохом и выдохом. 

 

  1. Специализированный  отдел нервной  системы, регулируемый корой больших  полушарий – это:

     В) вегетативная нервная система;

     Тема № 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.

 

  1. Понятие «здоровье» можно  классифицировать следующим  образом:

     А) здоровье – это отсутствие болезней;

     Б) «здоровье» и «норма» – понятия тождественные;

     В) здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций;

     Г) отсутствие вредных привычек у человека. 

 

  1. Одним из важнейших условий  качества рабочей  силы является:

     А) уровень физической подготовленности;

     Б) уровень здоровья и физического развития;

     В) уровень теоретических знаний;

 

  1. Важнейшие компоненты неупорядоченности и хаотичности в организации жизнедеятельности студентов – это:

     А) несвоевременный прием пищи;

     Б) систематическое недосыпание;

     В) малое пребывание на свежем воздухе;

     4. Основными элементами здорового образа жизни студентов выступают:

     А) закаливающие процедуры;

     Б) соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна;

     В) отказ от вредных привычек;

     Г) организация целесообразного режима двигательной активности;

     5. Среди факторов риска для здоровья ставится на первое место:

     А) перегруженность     учебно-профессиональными     и     домашними обязанностями;

 Б) конфликты с окружающими;

 В) злоупотребление алкоголем;

 Г) все вместе.

     6. Обычной нормой ночного сна студента считается

 А) 7 – 8 часов;

 Б) 5-6 часов;

 В) 3- 4 часа;

 Г) 10-12 часов. 

     7. Главное правило полноценного питания не менее

 А) одного раза в день;

 Б) 2 – 3 раза в день;

 В) 3-4 раза в день;

 Г) 4-5 раз в день.

     8. Оптимальным   двигательным   режимом   для   студентов   является такой, при котором мужчины уделяют занятиям физической культурой

 А) 3 – 4 часа в неделю;

 Б) 8 – 12 часов в неделю;

 В) 14 –  16 часов в неделю;

 Г) 16 -18 часов в неделю.

 А) 6-10 часов;

 Б) 8 – 12 часов;

 В) 14 – 16 часов;

 Г) 16-18 часов.

     10. Эффективное средство восстановления работоспособности -это:

Источник: https://www.freepapers.ru/91/fizicheskaya-kultura-v-obshhekulturnoj-i/29616.188374.list1.html

БолямНет
Добавить комментарий